2. Интересна на эту тему также статья из журнала Yoga Magazine. Вот небольшая выдержка оттуда.
...Проснувшись рано утром, я завариваю мате, включаю лекции по философии и начинаю по-тихоньку разминаться. Выпив несколько калабасов, я чувствую, что тело достаточно разогрето и готово к практике. Мате даёт мне силы. Это расаяна Кали-юги...
3. Дмитрий Адырхаев - преподаватель кундалини йоги. Это уникальная дисциплина, работающая с нервной и эндокринной системами, которая проясняет и совершенствует работу ума. Она оживляет чувство осознанности и дает огромную энергию, которую вы сможете творчески воплощать в жизни. Йогой начал заниматься в 2001 году. С 2002 года практикует классическую йогу. Принял участие в большом количестве семинаров и тичер тренингов, проводимых признанными мастерами (Карта Сингх, Гурчаран Сингх, Шив Чаран, Гуру Дэв). Консультант по вопросам о здоровом образе жизни и диете согласно принципам Аюрведы. Автор статей на эту тему в журналах «Йога» и «Афиша йога
Дописываю эти заметки сегодня, 9 октября, в день рождения Гуру Рам Даса, четвертого гуру сикхов, которого называли Царем йогинов, наблюдая за окном сумерки осенней Москвы, прорезаемые броуновскими траекториями суетливо мельтешащих людей, и лишний раз приходится признать, что мир изменился, и это факт. А факты, как известно, упрямая вещь.
Рассказ здесь пойдет в основном о йоге и мате, о том, как две культуры, берущие истоки в сильно удаленных друг от друга пространствах древнего мира, отделенных друг от друга сотнями столетий и километров, сходятся в точке пространства современного мегаполиса, и что получается в таком необычном объединении.
В последние годы матэ оказывается для многих поистине незаменим в формате краткосрочных интенсивных практик, таких, как выездные семинары. На них, как правило, сон и еда ограничены минимумом, позволяющим не рухнуть в обморок прямо на занятиях, продолжительность коих может достигать 10 часов в сутки, а в особых случаях и больше. Такое напряжение создается сознательно, с целью сбросить накопленный стресс и создать основательный запас энергии на ближайшее будущее, повседневная жизнь не предусматривает столь однонаправленного усердия.
Матэ позволяет проходить такие испытания на одном дыхании людям всех конституций и разного энергетического уровня, компенсируя своим действием дефицит привычных потребностей и насыщая всю систему очень специфичной эйфорией, которую не спутаешь ни с чем. Но, если положительное влияние мате в ситуациях повышенных нагрузок неоспоримо и проверено временем, настолько ли хорош эффект от его постоянного употребления в повседневной деятельности практикующих йогу?
Мнения тут самые разные, варианты общения с мате тоже, от одного-двух калабасов в неделю до употребления прямо с раннего утра или непосредственно во время занятий. Я даже слышал мнение, что «лучше не пить матэ, чтобы мате не делал за тебя всю работу». Но отличительное свойство нашего Железного Века – полное отсутствие всякой гидравлики под лежачими камнями, и чтобы хоть что-то происходило, обязательно необходимы волевые усилия, возможности и направления применения которых матэ увеличивает безусловно. Также очень важно, что бодрость и оптимизм, которые несет в себе калабас с качественным матэ буквально сводят к нулю состояния угнетенности и депрессии, вызываемые стрессом жизни в большом городе, состояния, неведомые лотосооким провидцам древности..
Принимаем как данность, что мате тонизирует организм благодаря своим питательным веществам и микроэлементам, то есть переводит всю систему в некое состояние «Б» из некого состояния «А» не за счет энергии, взятой у будущего самого организма, а благодаря своей прабхаве (особому свойству), и никаких откатных реакций впоследствии не наступает. Но насколько состояние, включающее в себя указанные выше признаки, подходит практикующим йогу? Ведь в йоге мы стремимся к большему покою и стабильной, устойчивой работе ума. И, однако, действие матэ, вроде бы возбуждающее и в какой-то степени провоцирующее, несет в себе некий вызов, приняв который и пройдя испытание, можно получить очень интересные результаты. Как говорил мастер Кундалини йоги Йоги Бхаджан про одно динамическое упражнение, «если вы способны в этом действии быть медитативными, то пять минут такой медитации эквивалентны пяти годам медитации в положении сидя». Мате способствует поиску глубинного покоя и невозмутимости, лежащих в основе активных и энергичных действий… Если рассмотреть энергию, которую дает матэ, в энергетической, чакровой системе координат, то это безусловно энергия третьего, пупочного центра, отвечающего за наше активное самовыражение, и эта энергия стремится пробить себе дорогу к аджна-чакре (точке межбровия, или «третьему глазу»), одному из высших центров осознавания, откуда реальность видится без искажений. Но обязательно необходимо волевое усилие, чтобы такой процесс инициировать. У энергии есть три пути – подниматься вверх, что является наилучшим вариантом, проецироваться вовне, что тоже иногда неплохо, или опускаться в нижние центры. Последнее совершенно недопустимо, так как низводит нас до уровня животных. Поэтому столь важно научиться распоряжаться этим активом разумно. Любая творческая или интеллектуальная деятельность способствует успешному использованию этой энергии. Выполнение йогических практик после мате также отлично подходит для того, чтобы чувствовать себя более сбалансированным. И, с другой стороны, лень и бездействие способствуют тому, что энергия замыкается сама на себя, вызывая полное изнеможение. Это Солнечная энергия, поддерживающая наш дух, и для обретения гармонии необходимо находить ей верное применение. С точки зрения йоги состояние, к которому приводит матэ, характеризуется как раджа-гуна, т.е. стремление к активности, изменению, трансформации.
Само по себе это состояние является абсолютно человеческим, обеспечивающим динамику жизненного процесса, к тому же только такое стремление дает возможность преодолеть тамо-гуну – состояние инерции, апатии и помрачения. Поэтому Аюрведа рекомендует к безусловному употреблению мате людям, в конституции которых преобладают элементы земли и воды, склонным ввиду этого к избыточному весу и малоподвижному образу жизни. Но таких среди занимающихся йогой как раз не слишком много, а пьющих регулярно мате еще меньше. Обожатели мате – чаще всего люди с конституцией либо воздух-эфир, кому по Аюрведе матэ допустим лишь изредка, либо с конституцией огонь-вода, которым по этой системе он вовсе недопустим, либо смешанной конституции со смешением, соответственно, этих скромных возможностей. То есть происходит то, что происходит повсеместно в разных областях жизни – человек склонен усиливать те качественные характеристики, которые у него и так присутствуют; в случае с мате, активизируя мозговую и творческую активность, мы активизируем и оборотную сторону этой медали, усиливая болезненную чувствительность, ранимость и тревожность. Этот подход вроде бы противоположен аюрведическому, где стараются добиться баланса элементов в теле, усиливая дефицитарные характеристики и ограничивая избыточные. Но йоговский подход – это быстрый, прямой путь к цели, для скорейшего достижения которой интенсивность работы органов чувств намеренно доводится до некого предела, как и активность элементов в теле и уме. Те чувства и эмоции, которые мы привычно выплескиваем наружу, йог способен обратить внутрь себя и, например, разгневаться на свой гнев, стать нетерпимым к своей нетерпимости и так трансформировать свое восприятие, чтобы решить все свои задачи максимально быстро, не откладывая дело на следующие воплощения. И на этом Пути мате может стать Помощником. В том, чтобы прожить эту жизнь на Земле словно на Небесах.