Своеобразие народных сказаний связано с исключительно самобытными условиями жизни индейских плен. Языческие обряды и поклонения многочисленным богам сочетались с удивительно точными представлениями об устройстве мира, науках, медицине, астрономии.
Культурное наследие парагвайских племен гуарани и кечуа не до конца изучено. Легенды этих народов, связанные с рождением матэ, основываются на одном факте – дерево имеет божественное начало, является даром богов в знак своего расположения к индейцам гуарани.
Одна из легенд рассказывает о том, как на землю спустились богини луны и утренних сумерек (Яри и Араи). Они долго бродили по густым лесам в обличье юных девушек, пока силы не оказались на исходе. На одной из полян богини увидели хижину глубокого старика, который жил в лесу вдвоем с красавицей дочерью. Старик дал приют странницам, не раскрывшим своего божественного происхождения, и рассказал, что поселился вдали от людей, чтобы сберечь красоту дочери и ее добродетели. Вдали от людских пороков дочь выросла приветливой и трудолюбивой девушкой. Богини, распрощавшись утром с радушными хозяевами, долго не знали, как отблагодарить их за гостеприимство. И вот Яри решила посеять рядом с хижиной старика семена чудодейственного дерева, способного утолить жажду, спасти от голода, избавить от болезней. Утром на поляне появились маленькие деревца, которые богиня Араи полила божественным дождем. Эти деревья уже 7 тысячелетий приносят людям бодрость и спасение от болезней.
Вторая легенда является наиболее распространенной. Она связана с белокожим и синеглазым богом Виракочи, который спустился на землю, долго путешествовал и наблюдал нелегкую жизнь индейцев. Он указал им на многие целебные и питательные растения, в том числе и на матэ. Согласно легенде Виракочи объяснил людям, что им нечего бояться голода и болезней, пока в их доме будет матэ. Он также научил заваривать напиток и дал рецепты от болезней. Есть еще один вариант легенды, в которой Виракочи также посетил хижину старика-отшельника, выслушал его опасения относительно судьбы красивой и благородной дочери. Старик рассказал, что они много лет живут вдали от людей, научились возделывать и обрабатывать землю, пользоваться разумно дарами природы. Но в их сердцах живет страх, что в один из дней люди найдут их хижину, и тогда красота и жизнь дочери окажутся под угрозой. И тогда синеглазый бог Виракочи превратил девушку в самое совершенное и красивое дерево, которое никогда не умрет, побеги его будут тысячелетиями приносить пользу всем людям, лечить их от болезней, помогать в пути, спасать от страха во время войн.
Для того, чтобы понять смысл этой легенды, надо немного знать историю религий индейских племен Латинской Америки. Очень многие племена выбирали самых красивых и умных детей, участь которых была более чем печальной. Детей хорошо и красиво одевали, кормили вкусной едой, освобождали от работы. Но по достижении совершеннолетия их приносили в жертву богам. У разных индейских племен этот обряд проходил с различными атрибутами и символикой, но всегда торжественно. Считалось, что боги будут благосклонны к индейцам, подарившим им жизнь самых красивых юношей и девушек. Поэтому в легенде девушка избегает печальной участи, превратившись в удивительное растение, которое по сей день дарит нам удивительный напиток матэ.